[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
В ТЫЛУ ВРАГА
Dj_IceДата: Вторник, 25.12.2012, 15:41 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 166
Репутация: 32767
Статус: Offline
«27 июля 1941 года в районе Мало-Малокишь вступи-ла в трудный бой стрелковая рота. Курбандурды со своим отделением трижды ходил в атаку. Несмотря на тяжелое ранение, он оставался в боевом строю...»
Так писали о подвиге воина командир полка майор Крамской и военком старший политрук Зекин, представляя младшего сержанта Курбанадурды к присвоению звания Героя Советского Союза.
Нам довелось встретиться в Ашхабаде с Курба-номдурды почти через четверть века после того памятного боя.
...В середине сентября здесь наступает самая благодат-ная пора года. Уже спала изнуряющая жара. Город как бы пропитан медовым ароматом спелых дынь и арбузов. На прилавках – пирамиды гроздей винограда. Упрятанные в асфальтовые ложа арыки тонко и мелодично вызванивают прозрачной водой.
В такой чудесный сентябрьский день и произошла встреча с первым Героем Туркмении, как называют здесь Курбанадурды. Среднего роста, плотный мужчина с сухим, в мелкой сетке морщинок смуглым лицом встретил нас на пороге директорского кабинета в Государственном музее истории республики. Пустой рукав светлой сорочки был заправлен за тонкий витой поясок. Курбандурды оказался отменным рассказчиком. Слушая его неторопливую речь, мы словно сами становились участниками событий трижды памятного сорок первого года.
...Отделение Курбандурды вступило в бой на рассвете 22 июня у реки Прут. Четверо суток, почти без перерыва, сдерживал стрелковый полк натиск фашистов. Иногда до-ходило дело до рукопашной.
... Курбандурды не спеша подносит к губам пиалу с душистым чаем, делает небольшой глоток. Он глядит на нас много повидавшими, чуть прищуренными глазами, в которых притаилась печаль.
– Знаете, о чем я думал тогда, у Прута? – говорит Кур-бандурды. – Вот я – туркмен, Велиев – азербайджанец, Бо-чаров – Русский, Кузьменко – украинец, Рахимов – узбек. И все мы – будто сыновья одной матери, братья. Здорово просчитался Гитлер, напав на нас! Так думал я, простой туркмен из селения Ченгур Сакар-Чагинского района. Моя мать, Амандурдыадже, проводила на войну двух сыновей - меня и моего младшего брата Вели. Она тоже верила, что если джигиты с берегов Мургаба и их братья из разных республик поднялись на защиту Отчизны, то фашистам не уйти от гибели...
В полдень 26 июня младшего сержанта Курбандурды вызвали в штаб полка. Там были комдив, которого он ко-гда то видел на учениях, и командир полка майор Крам-ской, опытный боевой офицер, участник войны в Испании. Речь зашла о глубокой разведке в тыл врага, на ту сторону Прута.
– Пойдете со своим отделением, – сказал командир ди-визии. – Карту читать можете?
– Так точно, – ответил Курбан.
– Возьмите эту, – он протянул младшему сержанту ак-куратно сложенный лист топографической карты.
Командиры разъяснили Курбандурды боевую задачу.
Как только стемнело, отделение Курбандурды прибли-зилось к берегу. Густые заросли камыша скрывали бойцов. На той стороне реки почти у самой воды темнел лес. От реки исходила приятная прохлада. Ни огонька, ни выстре-ла. Как будто и войны нет.
Командир роты лейтенант Олесешвили, провожавший разведчиков на задание, приблизил губы к самому уху Курбандурды, прошептал:
– Здесь, в камышах, лодка. Возьмите ее. Ну, пошли. Пора.
Разведчики достигли противоположного берега и углубились в лес. Впереди шел младший сержант, замы-кающим – ефрейтор Бочаров с ручным пулеметом. Так они двигались около часа. Вдруг где-то неподалеку ударила длинная очередь. Разведчики сразу залегли. Курбандурды приказал Рахимову выяснить, что там происходит. Тот вернулся минут через десять.
– Здесь рядом два пулеметных расчета, – доложил Ра-химов. – Может, снимем их потихоньку?
– Не пори горячку, – с укоризной промолвил Курбан-дурды. – Сперва надо задание выполнить. А на обратном пути посмотрим.
Младший сержант раскрыл планшет и, спрятавшись под плащ-палаткой, нанес на карту, освещенную фонари-ком, первые данные разведки – огневые точки противника.
Отделение двигалось довольно быстро. Еще до рассве-та им следовало достичь шоссе, ведущего к мосту через Прут. По-прежнему шли лесом. Шли долго, не останавли-ваясь. Вот наконец и шоссе. Вблизи него разведчики тща-тельно замаскировались. Стали наблюдать.
Естественно, что внимание Курбандурды и его подчи-ненных привлекло большое село. Оно хорошо просматри-валось из их укрытия. Почти у каждой хаты стояли крытые спецмашины с антеннами.
– Видимо, здесь расположен крупный штаб, – решил младший сержант.
Утром к окраине села подтянулась колонна броне-транспортеров. К большому двухэтажному зданию то и дело подъезжали мотоциклисты. Должно быть, связные. Обо всем замеченном Курбандурды делал пометки в тет-ради и на карте.
В полдень на шоссе появились танки. Разведчики насчитали более двухсот машин и около ста артиллерий-ских тягачей. Много автомашин с пехотой.
Под вечер послышался гул авиационных двигателей. Немецкие бомбардировщики разворачивались, шли на по-садку где-то за селом.
– Вот так штука! Да тут, оказывается, полевой аэро-дром! – шепнул Бочаров командиру отделения.
Разведчикам не приходилось сидеть без дела. Всю кар-ту испещрили условные знаки. Появились новые записи и в тетради.
Когда стемнело, Курбандурды повел своих бойцов в обратный путь. Он понимал, что собрать необходимые данные о противнике – это полдела. Надо еще выбраться к своим и обо всем доложить командованию.
Им не удалось выйти к тому месту где они оставили лодку. Пошли вдоль берега. Дозорный Велиев подал знак: «Путь закрыт!»
Впереди были две пулеметные точки, те самые, кото-рые они приметили ночью. Поначалу разведчики хотели обойти их стороной, но гитлеровцы обнаружили наших бойцов. Пришлось вступить в бой. Курбандурды забросал фашистов гранатами. Пустили в ход ручной пулемет. Схватка была короткой. Шестерых немцев удалось взять в плен.
Уже совсем рассвело, когда разведчики на лодке при-близились к своему берегу. В штабе полка младший сер-жант Курбандурды передал карту и тетрадь с записями.
– Здесь все данные, товарищ генерал, – доложил он.
Вскоре наша авиация и дальнобойная артиллерия раз-били штаб армейского корпуса, уничтожили аэродром, много живой силы и техники врага.
– Мне сказал командир полка, что мы помогли сорвать наступление фашистов на этом участке, – закончил свой рассказ директор музея Курбандурды.
А его грудь украсилась Звездой Героя Советского Со-юза.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: