| Dj_Ice | Дата: Пятница, 28.12.2012, 13:08 | Сообщение # 1 |
|
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 166
Статус: Offline
| СТРАНИЦЫ ИЗ ЖИЗНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ПО-ЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА СЕВАСТОПОЛЯ ГЕНЕРАЛА В.И.КОЛЯ-ДИНА, СБИВШЕГО НЕ ТОЛЬКО 16 ФАШИСТСКИХ САМОЛЕТОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, НО И 6 АМЕРИКАН-СКИХ САМОЛЕТОВ В ХОДЕ КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЫ: 3 ИСТРЕБИТЕЛЯ F-86 И 3 «ЛЕТАЮЩИЕ КРЕПОСТИ» Б-29. Виктор Иванович Колядин – пожа¬луй, самый титуло-ванный из всех ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Севастополе. Генерал-майор авиации, за-служенный военный летчик СССР, председатель Севасто-польского комитета Междуна¬родного союза городов-героев, Герой Советского Союза, кавалер 2-х орденов Ле-нина, 6-ти орденов Красного Знаме¬ни, 2-х орденов Отече-ственной войны 1-й степени, ордена Красной Звезды, ор-денов и медалей КНДР и КНР, орде¬нов Богдана Хмель-ницкого 1-й и 2-й степеней... Награды и звания, полученные в годы войны, во время боевых дейс¬твий, имеют особую цену. Это совсем не те ордена, что получают за участие в войне фронтовики в мирное время к юбилейным датам. А Виктор Иванович Колядин – участник двух войн. При¬чем, выполняя интер-национальный долг в Корее в начале 50-х годов, он, бу-дучи командиром авиаполка, сбивал хваленые американ-ские самолеты. Начинал свои боевые полеты в годы Великой Отечественной войны Виктор Колядин на легких ночных бомбарди¬ровщиках У-2 и Р-5. – Было это в начале войны, когда нас направили в Кузнецк Пензенской области, – вспоминает Виктор Ивано¬вич. – В ту пору не хватало самолетов. Нам предложили временно пересесть на У-2 и Р-5. Машины были старые, тихоходные, летали мы со скоростью 100- 160 км/ч. Тренировались ночью. Когда подучились, стали выполнять боевую работу. В составе 597-го полка бомбили вражеские позиции, доставляли про¬дукты и оружие партизанам, забрасы¬вали диверсионно-разведывательные группы в тыл противника. Работа бы¬ла очень опасной и рискованной. Что такое – осуществить средь бела дня авиаразведку на тихоходном У-2?! – Едва подлетаешь к аэродрому, чтобы посчитать вра-жеские самоле¬ты, как тут же взлетает истребитель и начи-нает за тобой охотиться, – вспо¬минает Виктор Иванович. – Улетать восвояси нельзя, нужно выполнить задание. Для этого приходилось делать и два, и три захода... на крыльях и фюзеляже. Пройди пуля или снаряд в другом месте и... Задача не для слабонервных. Нуж¬но было маневриро-вать, уходить от преследования истребителя и в то же вре-мя вести разведку, а значит, становиться хорошей мише-нью для вражеской скоростной машины. Тут большой риск быть сбитым. И не еди¬ножды отважный летчик Виктор Ко¬лядин возвращал свой самолет после выполненного задания с пробоинами Нужно было обладать стальными нервами и высоким летным мастерс¬твом, чтобы выполнять туже авиараз¬ведку и оставаться в живых. А задания были разные. Например, забрасывать разведчиков на вражескую террито¬рию. Дела-лось это скрытно, ночью. Забрасываемый находился в пе-редней кабине. Летчик выходил в заданный район и с вы-соты 400-500 метров сбра¬сывал парашютиста. И летчику, и разведчику нужно было иметь отменное мужество, что¬бы выполнять такие задания. Виктор Коля-дин ни разу не сплоховал. А вот разведчики... –Разные были люди, – вспомина¬ет Виктор Иванович. –Кто-то вел себя уверенно, кто-то «мандражировал», а один, помню, так и не смог спрыгнуть. Не хватило духу. Пришлось вместе с ним возвращаться на аэродром. В 1943 году Колядин служил в истребительной авиа-ции. Осваивал ЛаГ-3, Як-1, Як-7, Ла-5. Воевал в составе 68-го истребительного гвардейского авиаполка 5-й истре-бительной авиа¬дивизии. Освоил и американские са¬молеты П-39 – «аэрокобры». Но никакой, даже самый совершен¬ный самолет не мо-жет гарантировать в бою стопроцентную безопасность. И случилось так, что «аэрокобру», пи¬лотируемую Коляди-ным, подбили в бою. Но летчик не бросил самолет. Ему хватило мужества, воли и мастерства дотянуть до нашей территории. Спасся сам и спас машину. И думается, вовсе не случайно 20-летнего Виктора Ко-лядина назначили заместителем командира эскадрильи. Это уже в подчинении 8 – 12 самолетов. А в 1944 году старший лейтенант Колядин – командир эскадрильи 68-го гвардейского истребительно-авиационного полка 5-й авиадивизии 3-й воз¬душной армии 3-го Белорусского фрон¬та. К этому времени он уже был хорошо подготовленным летчиком. Крепкое здоровье, мгновенная реакция, мастер¬ское владение авиационной техникой, смелость и решительность помогали ему одерживать победы в воздушных боях. Особо отличился гвардии стар-ший лейтенант Колядин в Белорусской и Восточно-Прусской операциях. С 22 июня 1944 года по 19 апреля 1945 года летчик совершил 185 боевых вылетов, принял участие в 30 воздушных боях, в которых сбил 16 (записали 15) вражес¬ких самолетов. Три раза летчика сбива¬ли. Трижды за годы войны он покидал горящую машину. Не единожды был на волоске от смерти. Летом победного 1945 года был подписан Указ о при-своении капита¬ну В.И.Колядину звания Героя Совет¬ского Союза. А спустя годы боевое крещение в Корее принял авиа-полк, которым командовал подполковник Виктор Колядин. Советский ас был одним из первым, кто схлестнулся в воздуш¬ном бою с американскими военными летчиками. А первым, как известно, всегда труднее. – Корейско-китайская радиоло¬кационная станция «Лида» японской конструкции, которую обслуживали на-ши офицеры, засекала крупные и средние группы самоле-тов, подня¬тые в небо, – рассказывает Виктор Колядин. – РЛСовцы давали нам направление движения противника, осуществляли целеуказание. Бом¬бардировщики шли в со-провождении истребителей. Как правило, 3 тройки Б-29 прикрывали десятки (до 40) ис¬требителей. Бывали группы и круп¬нее. В составе же нашего полка было 3 эскадрильи, это чуть более 30 самоле¬тов МиГ-15 и МиГ-15Б. По неко-торым характеристикам американские «Сейбры» – F-86 превосходили МиГ-15, но в целом наши машины были бо-лее надежными и живучими. На задание мы уходили по 8,12,16 самолетов или поднимали весь полк... Даже при самом благоприятном раскладе американ-ские летчики в ко¬рейском небе численно превосходи¬ли советских. В соответствии с этим и строилась тактика действий. Глав¬ное – сбить бомбардировщики. Часть МиГов нацеливалась на это, а часть ве¬ла бой с истребителями противника, прикрывавшими бомбардировщики. Когда охранение было разрушено, лет-чики «летающих крепостей», понимая, что могут быть сбиты, уже не могли вести прицельное бомбометание. Или делали это с трудом. Срабатывал пси¬хологический фактор. – Поскольку нас было меньше, – говорит Виктор Ива-нович, – мы атаковали обычно первую группу. Завя-зывался бой, который расстраивал работу всей группиров-ки, вносил су¬мятицу и неразбериху в стан против¬ника и, как правило, срывал выполне¬ние задачи. Полк Виктора Ивановича сменяла авиадивизия, кото-рой командовал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, ставший впоследствии мар¬шалом авиации. Они общались не только на земле, но и в воздухе. – Могу даже рассказать случай, с ним связанный, ко-торый мог стоить мне жизни, – говорит Виктор Ивано¬вич. – Это было в Андуне. Моя группа вылетела на перехват группы амери¬канских бомбардировщиков. Кожедуб в это время находился на командном пункте, управлял полета-ми. Мы уже возвращались с боевого задания, ког¬да был обнаружен одиночный Б-29, который пролетал рядом с аэродро¬мом. Кожедуб дал приказание атако¬вать его... Колядин, как командир полка, обычно шел на посадку последним. Увидев противника, пошел в атаку. Но раздал-ся всего один выстрел. Это был последний снаряд. Тогда Колядин скомандовал своему ведомому – Ва¬силию Буш-мелеву: – Атакуй, прикрою! Раздалась короткая очередь. У Бушмелева тоже закон-чились бое¬припасы. – Попробуй таранить, – услышал Колядин голос Ко-жедуба. Что значит таранить на МиГе «ле¬тающую крепость»? Это значит вотк¬нуться в корпус Б-29. То есть верная смерть. Ради чего? Колядин знал, что Б-29 шел последним в группе бомбар¬дировщиков, а потому с единственной це-лью – контроля. В его задачу не входило бомбометание, а значит, он не мог причинить вреда. Будь это Вели¬кая Оте-чественная, где мы защищали свою Родину, таран был бы понятен. Кстати, тогда противника во время тарана рубили вращающимся винтом и, повергнув вражеский самолет, наш летчик имел шанс остаться в живых, воспользовавшись парашютом. На Ми¬Ге таких шансов не было. Совсем иной была и военно-политическая ситуа¬ция. Чужая страна, чужая территория. Так стоила ли игра свеч? К тому же, Б-29, заметивший наши МиГи, поспешил восвояси. Тарана не было. Правильность принятого Колядиным решения после разбора полетов признал не только Кожедуб. Наши специалисты в общей слож¬ности полтора года обучали летать на МиГ-15 два китайских и один корейс-кий авиаполк. Причем, обучали, по¬нятно, до боевых действий в воздухе, затем летали, воюя вместе с ними, и затем обучали вновь. Колядин был руководителем полетов, поэтому при¬шлось учить и корейский, и китайский языки. Конечно, знал их не в совер¬шенстве, но общаться мог. После Кореи В.И.Колядин попал в Подмосковье, в Клин. Стал заместите¬лем командира авиадивизии, а окон-чив Академию ВВС имени Ю.Гагарина, был направлен в Троицк (Уральский военный округ) командиром истре-бительной авиадивизии армии ПВО. После Академии Ге-нерального штаба Колядина назначили заместителем ко-мандующего армии ПВО в Уральский военный округ, он стал генерал-майо¬ром. А затем заместителем командую-щего Бакинским округом ПВО. Свою военную службу Виктор Иванович за¬вершил начальником кафедры в Ака-демии ПВО. В 1976 году прославлен¬ный ас переехал в Се-вастополь.
ВЛАДИМИР ПАСЯКИН
|
| |
|
|