[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК ОСТАЕТСЯ С НАМИ
Dj_IceДата: Пятница, 28.12.2012, 13:25 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 166
Репутация: 32767
Статус: Offline
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ НЕ ЗНАЕТ ПРИМЕРА МУ-ЖЕСТВА, ЧТО ПРОЯВИЛ АЛЕКСЕЙ МАРЕСЬЕВ

Из жизни ушел выдающийся фронтовой летчик Алексей МАРЕСЬЕВ, с кого лепили жизнь целые поко-ления советских мальчишек, российских летчиков. Их взгляды были устремлены к той вершине мужества, что проявил этот человек, чей образ за¬печатлен в пре-красной правдивой книге Бориса Полевого «По¬весть о настоящем человеке». Ушел из жизни воздушный ас Ве-ликой Отечественной, уничтоживший 11 самолетов фашист¬ской Германии, 7 из них – после ампутации го-леней обеих ног. Вглядитесь в фото, уважаемый чита-тель. Перед вами – Aлексей Маресьев, перед вами – че-ловек-легенда. Таким его увидел краснозвездовец Сергей Пятаков в канун 55-летия Великой По¬беды. Это одна из последних фотографий известного во всем ми¬ре летчи-ка, сделанных профессиональным фотомастером.

ГЕРОЙ Советского Союза Алексей Петрович Ма-ресьев умер в пятницу 18 мая, за два дня до своего 85-летия в одной из мос¬ковских клиник, куда его дос-тави¬ли с острым сердечным присту¬пом. Он не дожил всего лишь ча¬са до начала торжественного ве¬чера в Центральном академичес¬ком театре Российской Ар-мии, посвященного его юбилею. Даже смерть подчерк-нула величие жиз¬ни этого Человека, его ответствен-ность, порядочность, мужество.
Печальную новость обществен¬ности сообщил ве-дущий торжест¬венного вечера, посвященного 85-летию со дня рождения выдающе¬гося летчика. «Мы собра-лись се¬годня с вами, чтобы отметить день рождения Алексея Маресьева, – сказал ведущий, – но судьба рас-порядилась иначе – Алексей Пет¬рович скончался». Со-служивцы ветерана, его боевые друзья, представители Вооруженных Сил России, коллектив оркестра Воен-но-Воздушных Сил России, со¬бравшиеся чествовать Алексея Маресьева, встали и замерли. На¬ступила ми-нута молчания.

ЛЕТЧИКУ 580-го истребитель¬ного авиационного полка лейте¬нанту Алексею Маресьеву не по¬везло в бою над Демьянским плац¬дармом, под Новгородчиной. 4 ап-реля 1942-го стало роковым днем. Вынырнул откуда-то «мессер», пулеметная очередь – и Як-1 стре¬мительно идет вниз. Пилот пы¬тается посадить истребитель. Де-ревья несколько смягчают удар о землю. Выброшен-ный из машины летчик падает в сугроб и теряет созна-ние. Спустя некоторое время леденящий холод заста-вил очнуть¬ся. Кругом лес, застывший от мо¬роза, и пол-ное безлюдье. Алексей понимает, что находится в тылу врага. Первая же попытка встать на ноги заставляет вскрикнуть от боли: ступни обеих ног разбиты при па-дении. Что делать?
После недолгих раздумий Маресьев все же решает пробираться на восток, к линии фронта, к своим. Он-медленно бредет по лесным дорогам, питается моло-дой сосновой корой. Но вот ноги от¬казывают. И Ма-ресьев теперь ползет. День. Второй. Третий. Му¬чает голод, дает знать о себе на¬чавшаяся гангрена, режет тело мо¬роз по ночам... И вот силы почти иссякли, он стал перекатываться со спины на живот и снова на спину. На восемнадцатые сутки мальчишки из села Плавни Вал¬дайского района находят его. Поч¬ти замерзший летчик спасен.
В подмосковном госпитале вра¬чи выносят приго-вор: гангрена, ради спасения жизни нужно ампу-тировать обе ноги. Перед Маресь¬евым встает пугаю-щий вопрос: как жить дальше? Расстаться с професси-ей летчика? Потерять мечту жизни? Он уходит в себя и слабеет с каждым днем. Пережить черную минуту по-могают лежав¬шие в палате фронтовики. Писа¬тель Бо-рис Полевой ярко описал, как летчик осваивал протезы (пы¬тался даже танцевать), как вернул¬ся в авиаполк и заново учился ле¬тать.
Старший лейтенант Алексей Маресьев прибывает в 63-й гвар¬дейский истребительный авиаци¬онный полк (3-я гвардейская ис¬требительная авиадивизия, 15-я воздушная армия, Брянский фронт) в июне 1943-го, еще до на¬чала наступления войск Брянско¬го фронта – авиационные части восполняли боевые потери, до-укомплектовывались. Он назнача¬ется заместителем командира эс¬кадрильи. Комэск капитан Алек¬сандр Числов, летчики знают о том, что их новый сослуживец ли¬шился в прежних боях ног, ходит на протезах, что, лишь преодолев огромные трудности, ему удалось вер-нуться в строй.
Маресьев рвется в бой, но това¬рищи придержива-ют его. Они уле¬тают за линию фронта, а Алексей про-должает тренироваться над аэ¬родромом. Но вот Числов говорит: «Готовься, на днях полетишь со мной!»
Боевой вылет состоялся 6 июля - на второй день вели-кой Курской битвы. Шестерка Ла-5 во главе с капитаном Числовым (в нее входил и Маресьев) получает задание встретить немецкие бомбардиров¬щики, которые стреми-лись нанес¬ти удар по передовым эшелонам контрнасту-пающих советских войск. Завязывается бой. Падает на землю один «юнкерс», за ним – другой... Остальные бом-бардиров¬щики ретируются. Но на подходе – вторая группа. Капитан Числов вновь бросает истребители в ата-ку. Три Ю-87 находят свою гибель. Два из них сжигает Числов, один – Маресьев. Алексей открывает новый счет воздушным победам – ровно через 15 месяцев после то¬го, как потерял обе ноги.
В следующем бою, 20 июля, Маресьев сбивает два Фокке-вульфа 90, два сильнейших немецких истребите¬ля.
«Возвращаясь с задания, старший лейтенант Алексей Маресьев с трудом вылезал из кабины «лавочкина», –вспоминал комэск Ге¬рой Советского Союза Александр Числов, – и друзьям иногда прихо¬дилось его относить в землянку на руках – от усталости и боли в но¬гах не мог сделать ни шагу. Нас многое восхищало в нем, но боль¬ше всего его нечеловеческое терпение. Так за день намотаешься, что и здоровые ноги едва держат, а тут... «
Три самолета противника сбил отважный летчик во время боев на Курской дуге. 8 августа 1943-го он удостаи-вается звания Героя Советского Союза.
В составе 63-го гвардейского истребительного авиа-ционного полка Алексей Петрович Маресьев воюет до изгнания гитлеровских полчищ с территории Советского Союза, сбивает на Курской дуге и в Прибалтике 7 самоле-тов противника. Всего на счету российского аса – 87 бое-вых вылетов, 11 воздушных побед.
Свершенное отважным российским летчиком емко от-ражено в поздравлении, которое направил Алексею Ма-ресьеву в последние дни и часы его жизни Президент
Российской Федерации Владимир Путин. «Верность воин-скому долгу, несгибаемая воля, целеустремленность и жизнелюбие позволили Вам преодолеть тяжелейшие испытания, выпавшие на Вашу долю в суровые годы Великой Отечественной войны, – говорится в нем. – Вопреки всему – даже самой смерти – Вы вернулись в бое-вой летный строй и стали поисти¬не народным Героем».
ПУТЕВКУ в небо Алексей по¬лучает в двадцать лет на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Аму¬ре, куда он в 1934-м прибывает по комсомольской путевке из при-волжского города Камышин. Ра¬ботая механиком-дизе-листом, он начинает заниматься в аэроклубе. И в 1936-м впервые поднимает в небо учебный самолет По-2. В 1937-м получает летное удостове¬рение. Затем служба в армии - на Сахалине. После чего его направ¬ляют в Батай-скую авиационную школу пилотов, которую он окан-чивает в 1940-м. Как один из луч¬ших курсантов остается в училище инструктором. На фронт направ¬ляется в августе 1941-го, под Кри¬вой Рог. В составе 296-го истреби-тельного авиаполка на своем И-16 он совершает 86 эффективных штурмовок объектов врага. По¬следние удары наносит в районе Запорожья. Затем переучивание на Волге, в Кряже, на новый са¬молет Як-1. И вновь фронт. К концу марта 1942-го летчик 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант Маресьев в воздушных боях сбивает четыре самолета про-тивника. 4 апреля 1942-го сбит был он сам. «Кто хоть однажды был крылатым, прописан в небе навсегда» – эта поэтическая фраза и об Алексее Маресьеве, который возвращается в боевой строй.
В 1944–1946 годах Алексей Ма¬ресьев служит в Управ-лении воен¬но-учебных заведений советских ВВС. В 1956-м избирается ответ¬ственным секретарем, в 1983-м – первым заместителем председате¬ля Советского (затем Российско¬го) комитета ветеранов войны и военной службы. И на этом ответ¬ственном, можно сказать, боевом посту он был до последнего дня жизни. Маресьев часто посещает части Военно-Воздушных Сил, ведет разговор об опыте авиаторов фронтового поколения. Чуть ме¬нее месяца назад, 26 апреля, Пре¬зидент России Владимир Путин объявил Алексею Маресьеву бла¬годарность «за многолетнюю ра¬боту по патриотическому воспита¬нию молодежи, социальной защи¬те ветеранов, укрепдению дружбы между народами».
Высокая оценка. За дело. Как он работал! Его энергии можно было позавидовать! Ровно в десять часов он в своем кабинете в особняке на Гоголевском бульваре,4. С утра «нажимал» на телефон, слышался его чуть хрипловатый голос. Коллеги улыбались: пытает кого-то Петрович! Больше всего оставалось Минздраву. Фронтовикам нужна помощь, а в госпиталь не попадешь. Нам, журналистам-краснозвездовцам, он однажды признался: «Портится нас-троение от того, что всем помочь не удается. И просишь, и уговариваешь, и авторитетом давишь, а результат не всегда положительный». Хватало ему сил посетить тот или иной авиационный полк. Душевной энергии набираюсь, – говорил Маресьев. – Летчики меня слушают с интересом, с еще большим – я их, современной техникой восхищаюсь». Автору этих заметок Алексей Маресьев дал последнее развернутое интервью. Мы его опубликовали под заголовком «Я не из легенды, я – живой».
«Сложно ли было воевать с протезами?», – спрашивал я Героя. «В бою не до чувств, не до ощущений, – говорил Алексей Пе¬трович. – Все прелести своего по¬ложения ощущал после боя, а точ¬нее, вечером, когда уже валился с ног. Не бравирую, говоря, что в бою не до ощущений. Опираюсь на реальные факты. Ведь с проте¬зами сбил семь самолетов против¬ника».
Интересна оценка Маресьевым мастерства немецких летчиков. «Оцениваю их профессионализм высоко. Они воевали не слабее, чем мы. Но были среди них и сла¬бые. Однажды столкнулся с желторотиком (немцы самолеты молодых пилотов красили желтой краской, чтобы в пер-вую очередь им прихо¬дить на помощь). Это было над Демьянским котлом. Встретились пара на пару. Связи с ведущим не было, но мы заранее договорились с ним о том, как будем действо¬вать. И вот вижу: немецкий лет¬чик передо мной сделал переворот и пошел так медленно. Я – за ним. Очередь, и готов он».
В заключение хотел бы привес¬ти интересный эпизод, связанный с работой над интервью. Слово са¬мому Маресь-еву:
«Когда ноги стали заживать, стал учиться ходить на протезах. Сначала – с костылями, потом двигал спереди себя стул, удержи¬ваясь возле него, затем шаг за ша¬гом – без всякой посторонней по¬мощи. Стал двигаться, какая-то бодрость появилась. Расскажу о таком случае. Нам в гос-питале да¬вали по сто граммов вина в день, не знаю, для лечения или для под¬нятия духа. Выпьешь их – и ни в од-ном глазу. Я попросил сестру принести мне бутылку. За-чем, мол, спрашивает. Нужно, отве¬чаю. Стал собирать ви-но. Вот бу¬тылка полная, вдарил приличненько, голова ста-ла «хорошая» такая. Коляску дайте, кричу. Вы¬ехал на ней в коридор госпиталя, он длиннющий, еду, и вот – пово¬рот. Мне в голову приходит шаль¬ная мысль: дай сделаю на ко-ляске боевой разворот. Резко развернул¬ся, упал. Шум раз-разился. Я испу¬гался за сестру, говорю ей: «Сест¬ричка! Молчи, что бутылку при¬несла». Случай забылся, а я был рад, что далеко от койки оторвал¬ся. Потом стал ходить с палочкой. Прошло несколько дней – я к вра¬чу: разрешите выходить на ули¬цу?..»
Алексей Петрович прочитал ру¬копись и перед тем, как ее завизи¬ровать, говорит: «А надо ли писать о том, что я вот так взял да и при¬лично приложился к бутылке. Ведь интервью и молодежь будет читать. Я же не сторонник спирт¬ного. Давайте уберем этот эпи¬зод». А потом поду-мал: «Уберем – неправду скажем. Это хуже. Пишем, как было! Попробуй без ног оторваться от кровати-то!»
...СЛУШАЮ магнитную ленту с голосом Алексея Маресь-ева и убеждаюсь: нет, не ошибся в сво¬ем Герое Борис По-левой. Он дей¬ствительно написал повесть о На¬стоящем Человеке. На подвиге Маресьева воспитывались и вос-питываются поколения российких летчиков, поколения рос¬сийских мальчишек. И символично, что одна из малых планет названа именем нашего соотечественника, побе-дившего смерть и увечья, человека великого жизнелюбия, совершившего подвиг, по¬дубного которому мировая исто-рия не знает.

АНАТОЛИЙ ДОКУЧАЕВ,
«Красная звезда»
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: